Первый кредитор и его последователи
Точно известно, что именно предлагалось единственным игроком на рынке потребкредитования – POS-решения. Идея о выдаче кредитов в магазине у новоиспеченного банкира Рустама Тамрико, который в то время стал владельцем Русского Стандарта, возникла не на пустом месте. За стратегию отвечали специалисты из международной консалтинговой компании McKinsey, они и привнесли в Россию культуру кредитных потребителей с Запада.
Приобрести с помощью БРС товар в сетях Эльдорадо, Мир, М.Видео, а позднее – Техносила, можно было в кредит, оформив его тут же, не выходя из магазина. Правда, дожидаться решения банка приходилось целый час, но это все равно перевернуло мир российских потребителей. Не надо было откладывать покупку, долго копить нужную сумму, занимать у родных. Нужно было просто пообщаться с представителем банка и заполнить бумаги.
Вскоре к Русскому Стандарту присоединились и другие флагманы отрасли розничного кредитования: Альфа-Банк, ДжиИ Мани Банк, Банк Хоум Кредит, Кредит Европа Банк, Ренессанс Капитал, Банк Москвы.
Уже в 2001 году в каждом крупном сетевом магазине сидели представители нескольких финансовых учреждений, предлагая различные условия покупок в кредит.
POS-кредитование появилось сначала в мегаполисах, но потом проникло во все торговые сети, которые были представлены в большинстве регионов страны. Это оказалось удобней, чем открывать там же отделения банков. В любом салоне бытовой техники, электроники, мебели можно было за пару часов не только выбрать необходимое, но и оплатить приобретение с помощью банка.
Свой миллионный розничный кредит Банк Русский Стандарт выдал уже через три года после запуска программы. Тогда народ брал в долг для оплаты покупок стоимостью около 500 долларов.